20 - 01 - 2022

«Технология УДЕ - идея века!...»

 

     15 октября 2021 года исполнилось 100 лет со дня рождения Эрдниева Пюрви Мучкаевича - доктора педагогических наук, профессора, академика, кавалера орденов «Знак Почета», «Дружбы», «Отечественной войны I степени», «Отечественной войны II степени», Героя Калмыкии.

      Доктор педагогических наук, профессор Пюрвя Мучкаевич Эрдниев вошел в летопись образования и науки как создатель новой технологии обучения - укрупнения дидактических единиц (УДЕ). Технология обучения П. М. Эрдниева отмечена Премией Президента Российской Федерации в 1998 году в области образования за разработку «Новаторской и высокоэффективной технологии математического образования укрупнением дидактических единиц (УДЕ)»,  Академия медицинских наук квалифицировала технологию УДЕ как научное открытие.

      Пюрвя Мучкаевич Эрдниев относится к числу ученых, которые составляют гордость и славу России и Республики Калмыкия. Его долгая, наполненная поразительными событиями жизнь и научная деятельность были отданы нелегкому и благородному делу – науке и образованию.

     Научные педагогические поиски Эрдниева базировались на большом личном опыте работы, рождению новой технологии предшествовал долгий путь учителя-практика, и в этом залог успеха его исследовательской деятельности. Методическая система УДЕ создавалась П. М. Эрдниевым более 30 лет, с 1954  по 1990 гг. Теоретические аспекты технологии изложены в книге в соавторстве с Б. П. Эрдниевым  «Укрупнение дидактических единиц в обучении математике».

     Началом научной деятельности будущего академика П. М. Эрдниева можно считать далекий 1953 год, когда в июньском номере журнала «Математика в школе» была опубликована его первая статья «Проверка решения как необходимый элемент обучения математике». В статьях этого периода были сформулированы дидактические положения: о роли обратных задач в обучении математике, о сравнении и обобщении, о роли самостоятельности и творчества учащихся и другие.

     Тогда   же   П. М. Эрдниев   увлекся    идеями    и    трудами    великих    физиологов: И. П. Павлова, П. К. Анохина, Чарльза Скотта Шеррингтона. Именно изучение физиологических закономерностей во многом повлияло на возникновение будущей технологии. Эти и другие идеи получили развитие в последовавших монографиях Пюрви Мучкаевича: «Развитие навыков самоконтроля при обучении математике», «Сравнение и обобщение при обучении математике», в книге «Обучение арифметике в начальной   школе   методом   противопоставления» доцент П. М. Эрдниев выдвинул новый метод обучения – метод противопоставления.

     Термин «противопоставление» был заимствован Эрдниевым из работ великого русского физиолога, лауреата Нобелевской премии, академика Ивана Петровича Павлова. Метод противопоставления заключался (по Эрдниеву) в идее одновременного изучения учащимися взаимно обратных действий, например, сложения и вычитания. Этот метод профессор Эрдниев считал основой своей технологии. Без обратной задачи, утверждал он, обучение математике несовершенно и рождает хаос представлений, он говорил: «Чтобы учить плохо, достаточно учить без обратных задач».  

     Великий информационный закон живой природы – закон обратной связи – лежит в основе теории И. П. Павлова, П. К. Анохина и  технологии  обучения П. М. Эрдниева.

     В середине пятидесятых годов П. М. Эрдниев поступил в аспирантуру Института методов обучения Академии педагогических наук СССР (Москва), в которой учился в 1956-1957 годах. В 1958 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата  педагогических наук на тему «Развитие навыков самоконтроля при обучении математике», а в 1972 году – диссертацию на соискание ученой степени доктора педагогических наук на тему «Проблемы интенсификации обучения математике». При подготовке докторской диссертации его научным консультантом являлся академик Петр Кузьмич Анохин – автор ключевого понятия «теории обратных связей» – основы знаменитой методики обратных задач, которая пронизывает все труды академика Эрдниева.

     В 1972 году в журнале «Новый мир» лауреат Ленинской премии, доктор филологических наук Мариэтта Шагинян в статье «Человек и время» писала: «… У нас есть известный педагог-мыслитель Эрдниев из Элисты... Обучение по его методу сократило время  обучения в школе чуть ли не вдвое. Но эффект его новой методики не только в этом; она, эта методика, сделала шаг вперед и в работе детского мозга, научила его первому дыханию проблемности – чувству контраста…».

     Президиум Академии педагогических наук СССР в 1980 г. одобрил технологию укрупнения знаний, методическая система П. М. Эрдниева была рекомендована к внедрению в школьную учебную практику. В резолюции было отмечено: «Подтверждена целесообразность применения в школе основных приемов укрупнения дидактических единиц (совместное изучение взаимосвязанных вопросов, составление обратных задач, деформированные упражнения)».

     Известные российские ученые оценили технологию УДЕ, академик Российской академии образования В. И. Журавлев назвал технологию УДЕ «идеей века», науковед Академии управления образованием профессор В. В. Гузеев, изучив технологию, пришел к выводу, что систематическое ее применение приносит до 30% экономии учебного времени.

     Создав теорию укрупнения знаний, П. М. Эрдниев провел огромную работу по созданию  монографий, экспериментальных учебников и учебных пособий по математике: «Укрупнение дидактических единиц как технология обучения» (Москва,1992), «Укрупнённые дидактические единицы на уроках математики 3-4 класса» (Москва, 1995)  и других изданий.

     Под руководством П. М. Эрдниева были выполнены многочисленные исследования преподавателями Калмыцкого государственного университета, а также российскими учителями-новаторами школ, в том числе Калмыкии.

     Российские федеральные государственные стандарты (ФГОС) диктуют современному учителю поиск новых педагогических средств, среди которых одним из приоритетных является развитие школьника, его творческих способностей, учебных умений и навыков. Технология укрупнения дидактических единиц (УДЕ) и на сегодняшний день является эффективным инструментом формирования познавательных возможностей школьника, активизации восприятия, памяти, внимания, мышления, речи. Сегодня трудно найти учителя-новатора, ученого-педагога, которому не было бы знакомо имя автора УДЕ – Пюрви Мучкаевича Эрдниева, его ученики и последователи гордятся им и его заслугами перед народом Калмыкии и всей России, перед образованием и наукой.

     Пюрвя Мучкаевич Эрдниев говорил: «…Я - оптимист, - я верю в россиян, верю в то, что они найдут выход из любого трудного положения. И это меня окрыляет, это придает мне силы и веру в идеи УДЕ. Уверен, что она, как таблица умножения, не будет иметь национальных границ... Сегодня в мире, перенасыщенном информацией, дети больше знают, чем умеют. А я надеюсь, что, занимаясь в школе по методике УДЕ, они научатся и умению. Ради этого стоит жить и творить…».

     Огромная энергия, целеустремленность, Пюрви Мучкаевича Эрдниева привели его успеху: его технология обучения получила признание, педагогическая общественность активно применяет методику УДЕ.

     Учебники П.М. Эрдниева переведены на английский, немецкий, французский, японский, корейский и другие языки, а принципы УДЕ активно применяются не только в математике, но и в методике преподавания философии, языкознания, литературы, химии, биологии, лингвистики, и других науках, и не только в школьных, а также в вузовских дисциплинах, коррекционной педагогике. Технология УДЕ стала тематикой многочисленных статей, монографий, сборников, опубликованных в нашей стране и за рубежом.

     Большой массив научных исследований послужил основой для создания библиографического указателя работ по применению технологии укрупнения дидактических единиц (УДЕ), разработанной П. М. Эрдниевым.

     Составленный указатель «Технология УДЕ академика П. М. Эрдниева – живой родник мышления и творчества: методика и опыт преподавания»  включает 647 научных работ последователей П. М. Эрдниева – ученых, преподавателей высших и средних учебных заведений, педагогов общеобразовательных и дошкольных учреждений, учреждений дополнительного образования и других.

     География изданных монографий, диссертаций, учебных пособий, статей из сборников, материалов конференций, периодических изданий широка: Дальний Восток, Сибирь, центральные и южные регионы России, Восточная Европа, страны СНГ – Украина, Беларусь, Узбекистан и многие другие.  

    В приведенных научных исследованиях и методических работах авторы цитируют Эрдниева П. М., ссылаются на его работы, рассматривается применение технологии УДЕ в различных областях знаний. Даны  также и основные научные работы П. М. Эрдниева - монографии, связанные с внедрением данной методики.

     При составлении указателя «Технология УДЕ академика П. М. Эрдниева – живой родник мышления и творчества: методика и опыт преподавания» использован книжный фонд научной библиотеки КалмГУ, электронные библиотечные системы: «Университетская библиотека онлайн» (https://biblioclub.ru), «Издательство «Лань» (https://e.lanbook.com/), научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://www.elibrary.ru/), Общероссийский портал Math-Net.Ru и другие.

      Полный список научных работ, учебных и методических изданий доктора педагогических наук, профессора  П. М. Эрдниева представлен в библиографическом указателе «От учителя до академика: очерк жизни и научного творчества», изданном к 90-летию ученого, и размещенном на сайте научной библиотеки КалмГУ.

 

 

Информационно-библиографический отдел,

научная библиотека