Голос эпохи, голос поколения

Создано 24.12.2018 13:36

 

Вот и подходит к концу еще один календарный год.  В учебных заведениях, правда, он измеряется другими временными рамками, с сентября  до нового набора, но в декабре, как и у всех, тоже подводятся некоторые  итоги.  К примеру, в «научке»  в эти дни идет подсчет всего, что сделано, чувствуем себя бухгалтерами, не меньше. А сделано, учитывая, что  университет уделяет  особое  внимание подготовке не только  высококвалифицированных, но и широко образованных специалистов, немало.  Для привлечения студентов мы стремимся разнообразить формы мероприятий - литературные вечера, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры,  квесты,  презентации книг, виртуальные викторины – далеко не полный перечень видов нашей работы, направленной на “рекламу“ книги и чтения – основу нашего  труда. И это, надо отметить, работает. Так, викторина «Голос эпохи, голос поколения» к 100-летию Александра Исаевича  Солженицына, размещавшаяся нами на странице в социальной сети «ВКонтакте» в течение  двух недель,  вызвала бурную обратную связь: Марк Очиров писал нам о том, что вопросы сложные,  приходится долго искать информацию, в поисках которой  посетил даже одну из наших выставок.  Гена Ковриков написал о  безымянной калмычке, с которой писатель встречался в 1951 г. В круговерти будней проглядели это сообщение. Нам  этот факт неизвестен.  Так что продолжим общение с Геной. Студентки-крымчанки, две Вероники, Галицкая и Колесник, отметили, что «пришлось много читать калмыцкой литературы» в поисках ответов. Участники рассуждали,  предполагали, гадали, но  все же больше читали, работая над викториной, что нас очень порадовало. Нам хотелось, чтобы участники не просто прочли произведения писателя, но  хоть немного «окунулись» в  то время, в котором писатель  жил, поняли, чем рисковали  и почему вызывают уважение  те люди,  которые помогали ему.

 Таким образом, из нашей викторины ребята узнали о причине, по которой Солженицын был лишен советского гражданства, о поддержке, которую оказали Солженицыну Г. Вишневская и М. Ростропович. Из письма, написанного им за месяц до своей кончины  и  переданного лишь  через  два года его вдовой  в «Российскую газету», узнали о писателе, который, как написал Солженицын, «расплачивался за меня», по отрывкам из произведений узнавали  их героев.   Были и вопросы, назовем их смежные, к примеру, о единственном, написанном в жанре документального очерка произведении А.П. Чехова, часто упоминающегося в  «Архипелаге ГУЛАГ».  «Две загадки в мире есть: как родился – не помню, как умру – не знаю»,- говорит одна из героинь Солженицына и у нас, что называется,  в одну минуту родился вопрос о стихотворении – посвящении калмыцкого поэта, в котором он выразил эту же мысль о двух неведомых рубежах человеческой жизни.  Литературная премия Солженицына с 1998 г. присуждалась только писателям, но в 2001 г. номинации были расширены и в список вошли значимые культурные проекты. Ребята должны были назвать  получивших эту  премию  режиссера и  актера. Часто ли мы обращаем внимание на иллюстрации к книгам, за исключением  сказок?  Скорее нет, чем да. Мы  предложили ребятам красивые иллюстрации, а они должны были назвать их автора и узнать, как он связан с Солженицыным, что они и сделали. Трудным оказался вопрос о Вере Дорджиевне Поповой, получившей, как политзаключенная, материальную помощь от фонда помощи Солженицына.  Потом они искали сведения о произведении самого Солженицына, экранизация которого была отмечена  несколькими наградами в России и за рубежом, узнавали о способе, который  изобрел Солженицын для запоминания больших текстов. Невозможно описать все происходившее. Викторина  в соцсети, кому интересно.

 На заседании исторического дискуссионного клуба «КЛИО», посвященного 75-й годовщине депортации калмыцкого народа, были объявлены итоги  викторины. Из  17 человек, принявших участие в ней, призы – сертификаты книжного магазина «Санан» –  получили четверо, ответивших на 14 вопросов: Е.  Кичкина (ИКФВ, 1 курс, направления «Журналистика»), И. Бадмаева (ИКФВ, 1 курс, направления «Журналистика»), В. Галицкая (ГФ, 2 курс, Отечественная филология), А. Лагаева (ФУП, 2 курс, ГМУ). Остальным участникам были вручены благодарственные письма. Спасибо всем за участие!

  В свою очередь и мы, организаторы викторины, услышали  благодарность студентов за трудные, но интересные вопросы. Согласны, ребята, вопросы  трудные,  но вы – молодцы, включились в поиск ответов  и, надеемся, расширили  свои знания.

 

С. Богаева, зав.сектором ОМР НБ